Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » F-15C » Руководство Лётной Эксплуатации F-15C Eagle (Боевое применение) » УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ ВОЗДУХ-ВОЗДУХ (USA/СССР)
УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ ВОЗДУХ-ВОЗДУХ
ICS_VortexДата: Понедельник, 16.09.2013, 15:22 | Сообщение # 1
КомЭска "AGRESSORS"
Группа: Administration
Сообщений: 331
Награды: 0
Репутация: 5
Статус: Offline
Все современные истребители, а также большинство ударных самолетов вооружены управляемыми ракетами класса "воздух-воздух". Обладая неоспоримыми преимуществами перед другими средствами вооруженной борьбы в воздухе, они, в то же время, имеют множество ограничений в эксплуатации. Для успешного применения любой ракеты необходимо строго выполнять определенную последовательность действий перед пуском. Для каждой ракеты есть свой алгоритм предпусковых процедур.
У ракеты очень плотная компоновка основных элементов - головки самонаведения, боевой части, двигателя. Запас топлива рассчитан на ограниченное время работы двигателя. Обычно это время порядка 2-20 секунд, в зависимости от типа УР.
В течение этого времени ракета разгоняется до максимальной скорости полета. После окончания работы двигателя ракета расходует запас энергии, полученный при разгоне. Чем выше скорость полета носителя в момент пуска УР, тем большую максимальную скорость разовьет ракета и тем дальше она улетит. При увеличении скорости носителя увеличивается максимальная дальность пуска управляемой ракеты.
На дальность пуска УР сильное влияние оказывает высота полета носителя в момент запуска ракеты. С увеличением высоты полета в момент пуска на 20000 футов, максимальная дальность пуска вырастает примерно в два раза. Например, дальность пуска УР AIM-120 на высоте 20000 футов в два раза выше, чем у земли. При стрельбе по цели, находящейся выше или ниже носителя, максимальная дальность пуска ракеты приблизительно соответствует максимальной дальности пуска на средней между высотами носителя и цели высоте.
ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ ДАЛЬНОСТИ ПУСКА УР ПРИМЕНЯЙТЕ ИХ С ВОЗМОЖНО БОЛЬШИХ ВЫСОТ ПОЛЕТА
Направление движения цели также оказывает сильное влияние на дальность пуска УР. Дальность пуска увеличивается по целям, летящим навстречу носителю УР. При стрельбе на догонных курсах дальность пуска значительно уменьшается, особенно при высоких скоростях полета цели.
СТРЕМИТЕСЬ СТРЕЛЯТЬ В ПЕРЕДНЮЮ ПОЛУСФЕРУ ЦЕЛИ. ЭТО УВЕЛИЧИВАЕТ ДАЛЬНОСТЬ ПУСКА ВАШИХ РАКЕТ
Ракеты летают по тем же законам физики, что и самолеты. При маневрировании ракеты расходуют свою энергию, которую при неработающем двигателе восстановить невозможно. Маневрирующая цель, которая заставляет ракету значительно изменять направление полета и тем самым расходовать свою энергию, может просто "измотать" ракету и уйти от поражения.
НА БОЛЬШИХ ДИСТАНЦИЯХ ПУСКА НЕ МАНЕВРИРУЮЩИЕ ЦЕЛИ ПОРАЖАЮТСЯ С БОЛЬШЕЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ
Ракеты класса В-В предназначены для уничтожения летательных аппаратов. Они делятся на несколько классов по дальности и по способам наведения. По дальности:
 Ракеты ближнего боя. Менее 15 км. (Р-73, Р-60, AIM-9 и др.)
 Ракеты средней дальности. От 15 км до 75 км. (Р-27, Р-77, AIM-7, AIM-120)
 Ракеты большой дальности. Более 75 км. (Р-33, AIM-54)

Основные способы наведения:
 Пассивный тепловой. Инфракрасная головка самонаведения – ИК ГСН. (Р-60, Р-73, Р-27Т, AIM-9)
 Пассивный радиолокационный. Наведение на источник излучения. Обычно сочетается с полуактивным или активным наведением. Является дополнительным способом наведения для современных ракет AIM-7M, AIM-120 (так называемый режим Home On Jam, HOJ). Есть сведения о наличий российской ракеты с пассивным радиолокационным наведением Р-27П, Р-27ЭП.
 Полуактивный радиолокационный. ПАРГСН. (Р-27Р/ЭР, AIM-7, Р-33)
 Активный радиолокационный. АРГСН. (Р-77, AIM-120, AIM-54.)
Кроме того, ракеты средней и большой дальности часто имеют инерциальную систему управления и канал радиокоррекции. Все это позволяет применять их по целям на дальности, большей дальности захвата ГСН ракеты.
Все пассивные ракеты ничего не излучают и сами наводятся на излучение цели, тепловое или радиолокационное. Это ракеты класса "пустил-забыл", т.е. после пуска они являются полностью автономными.
Полуактивные ракеты наводятся на отраженное от цели излучение радара самолета-носителя. Т.е. для того, чтобы такая ракета попала в цель, необходимо, чтобы радар самолета-носителя подсвечивал цель до попадания ракеты.
Активные ракеты на больших дальностях имеют свойства полуактивных, т.е. для их наведения самолет-носитель должен подсвечивать цель радаром и передавать на ракету данные корректировки направления полета. После захвата цели собственной ГСН, которая оборудована радаром, на дальности 10-20 км ракета полностью автономна. Такие ракеты появились относительно недавно и являются самыми совершенными.
Ракета летает по тем же законам, что и самолет. На нее, как и на самолет, действуют сила тяжести и сопротивления воздуха, и для того, чтобы она держалась в воздухе и ,тем более, маневрировала, на ракету должна действовать подъемная сила.
После старта ракета разгоняется ракетным двигателем. Обычно это твердотопливные ракетные двигатели, работающие короткое время от 2 до 10-15 секунд. За это время ракета успевает разогнаться до скорости 2-3 Маха и летит далее по инерции, расходуя кинетическую энергию на преодоление сил сопротивления воздуха. По мере уменьшения скорости ракете все сложнее маневрировать, т.к. с уменьшением скорости эффективность управляющих поверхностей падает. Когда скорость ракеты падает ниже 1000-800 км/ч, она становится почти не управляемой и продолжает полет, как снаряд, по баллистической траектории, либо самоликвидируется.
Максимальная дальность пуска ракеты - величина не постоянная, зависящая от многих причин: высоты и скорости полета носителя, ракурса цели, полусферы атаки. Обычно ракеты характеризуются максимальной дальностью пуска, которая достигается на большой высоте, большой скорости, на встречных курсах истребителя и цели. Но стоит учитывать, что дальность пуска это совсем не то же самое, что и дальность полета ракеты. Например, при дальности пуска в 50 км ракета реально пролетает навстречу цели около 30-35 км. У земли, где плотность воздуха максимальна, дальность пуска обычно падает раза в два.
При стрельбе в заднюю полусферу цели дальность пуска тоже значительно уменьшается, т.к. ракете приходится догонять улетающую цель. Дальность стрельбы в заднюю полусферу (ЗПС) обычно раза в 2-3 меньше чем в переднюю (ППС). Например, данные для ракеты Р-27ЭР:
 Максимальная дальность пуска в ППС на высоте 10 000 м. – 66 км.
 Максимальная дальность пуска в ППС на высоте 1000 м. – 28 км.
 Максимальная дальность пуска в ЗПС на высоте 1000 м. – 10 км.
Максимальная дальность пуска рассчитывается из предположения, что цель после пуска будет продолжать полет с теми же параметрами, что и до пуска. Если цель начинает маневрировать, ракета тоже вынуждена маневрировать и быстро терять свою энергию. Поэтому, на практике часто оперируют другим параметром - максимальной дальностью пуска с учетом маневра цели, в западной терминологии RPI. Система управления вооружением на истребителе обычно постоянно рассчитывает максимальную дальность пуска по неманевренной цели и максимальную дальность пуска с учетом маневра. Дальность с учетом маневра значительно меньше максимальной и приближается к величине дальности пуска d заднюю полусферу цели. На современных самолетах эти дальности индицируются на шкале дальности ИЛС или МФД.
 
ICS_VortexДата: Понедельник, 16.09.2013, 15:30 | Сообщение # 2
КомЭска "AGRESSORS"
Группа: Administration
Сообщений: 331
Награды: 0
Репутация: 5
Статус: Offline
Ракеты среднего радиуса действия

AIM-120 AMRAAM
Управляемая ракета (УР) класса "воздух – воздух" средней дальности AIM-120 AMRAAM (Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile) разработана фирмой Hughes Aircraft Co.
Эта ракета пришла на смену УР AIM-7 "Sparrow" аналогичного класса и была принята на вооружение ВВС США в 1991 году. По сравнению с УР "Sparrow" в AIM-120 достигнуто существенное снижение стартового веса, габаритов ракеты, повышена эффективность борьбы как с высотными энергично маневрирующими, так и с низколетящими целями в условиях интенсивного ведения радиоэлектронной борьбы. Это стало возможным благодаря современным достижениям в теории управления летательными аппаратами, радиоэлектронике и вычислительной технике, двигательных установках и боевом снаряжении.
В настоящее время состоит на вооружении ВВС США, Германии, Великобритании и ряда других стран членов НАТО.



Ракета AIM-120 выполнена по нормальной аэродинамической схеме и состоит из трех отсеков: головного, боевой части (БЧ) и хвостового. Она имеет крестообразное крыло небольшой площади, обеспечивающее достаточно хорошую маневренность при невысоких скоростях полета, и крестообразные рули в хвостовой части. Корпус УР изготавливается из стали с окраской серого цвета, выдерживающей значительный кинетический нагрев.
В головном отсеке сосредоточена основная часть аппаратуры автономного наведения, которое осуществляется с помощью комбинированной системы - командно-инерциальной на начальном и среднем участках траектории полета и активной радиолокационной на конечном. В состав оборудования командно-инерциальной системы входят бескарданная инерциальная платформа и приемник командной линии связи, расположенный в сопловом блоке хвостовой части УР. Вес платформы, в которой применены миниатюрные скоростные гироскопы, менее 1,4 кг. Высокопроизводительная микро-ЭВМ, работающая с тактовой частотой 30 МГц, является общей для командно-инерциальной и радиолокационной систем. Она выполняет все функции управления, командной связи, обработки сигналов радиолокационной аппаратуры и взрывателей, а также встроенного контроля при проверке работоспособности основных узлов и блоков аппаратуры. Введение такой микро-ЭВМ, позволило существенно увеличить количество параметров, используемых для расчета наиболее оптимальной траектории наведения в зависимости от взаимного расположения ракеты и цели в точке встречи, их скоростей и направлений полета. Например, на основе измеряемых дальности и угла линии визирования цели, а также скоростей их изменения микро-ЭВМ вычисляет ускорение цели, а при известном собственном ускорении, получаемом с помощью инерциальной платформы, она рассчитывает возможные ее маневры. Эта ЭВМ может выбирать такую траекторию наведения, при которой ракета гарантированно настигнет цель.
Приемник командной линии связи используется в случае необходимости коррекции траектории полета УР на среднем участке. Активная радиолокационная аппаратура, обеспечивающая полностью автономное наведение ракеты после надежного захвата цели, включает антенну с высокочастотными каскадами приемника и передатчик. Антенна радиолокационной аппаратуры размещается под радиопрозрачным обтекателем (длина 530 мм, диаметр у основания 178 мм), изготовленным из керамики, армированной стекловолокном.
В отсеке БЧ находятся собственно боевая часть, неконтактный радиолокационный взрыватель, а также элементы предохранительно-исполнительного механизма и пиротехнической цепи. БЧ осколочного типа направленного действия, при котором разлет готовых осколков производится в узком круговом или ограниченном секторе. Причем последнее возможно лишь при подлете ракеты к цели,под строго определенным ракурсом. При прямом попадании УР в цель срабатывает контактный взрыватель. Двигательная установка представляет собой двухрежимный твердотопливный ракетный двигатель с высоким удельным импульсом, работающий на малодымном, без окиси алюминия, топливе весом 45 кг.
Типовая траектория наведения УР делится на три участка: командно-инерциальный, автономный инерциальный и активный радиолокационный. Обнаружение целей производится с помощью бортовой РЛС системы управления оружием самолета-носителя. На истребителе F-15 станция AN/APG-63 может выделять по таким характеристикам, как дальность и скорость сближения, десять наиболее важных целей и непрерывно их сопровождать при сканировании в режиме TWS. После выбора цели летчиком ее координаты автоматически вводятся в инерциальную платформу ракеты, и затем, вплоть до пуска, используется общая для УР и самолета-носителя система координат, в которой осуществляются все расчеты, необходимые для перехвата. После пуска ракеты текущие координаты цели регистрируются лишь в бортовой аппаратуре самолета-носителя, и в случае, если она не маневрирует, наведение УР производится с помощью инерциальной системы, а затем начинает работать активная радиолокационная.
Когда цель совершает маневры, производится коррекция ее координат, введенных в инерциальную аппаратуру ракеты перед пуском. Для этого осуществляется передача соответствующих команд коррекции через боковые лепестки антенны РЛС самолета-носителя с периодичностью сканирования диаграммы направленности антенны. Эти команды воспринимаются на борту УР приемником командной линии связи. Подобное командно-инерциальное наведение возможно одновременно для восьми УР AIM-120 при их пуске по разным целям. При этом на самолетном индикаторе отображается величина оставшегося времени полета ракеты до момента включения ее активной радиолокационной ГСН, что позволяет летчику вовремя прекращать передачу команд коррекции на УР, перешедшие в режим самонаведения. Такая остановка передачи команд коррекции может производиться также в случае прекращения маневрирования цели, когда ракета способна наводиться с помощью своей инерциальной аппаратуры до момента перехода на самонаведение. Приведенные выше способы наведения применяются лишь при отсутствии преднамеренных помех. Если цель осуществляет постановку активных помех, тогда бортовая аппаратура ракеты на среднем и конечном участках траектории полета может неоднократно переключаться в режим наведения на источник помех. В ближнем воздушном бою при визуальной видимости цели используется режим активного радиолокационного самонаведения.
AIM-120 могут подвешиваться на пусковые устройства двух типов: с рельсовыми направляющими и с принудительным отделением при помощи пиропатронов. Первые сконструированы таким образом, что на них можно размещать и ракеты Sidewinder. Устройства второго типа представляют собой несколько модифицированные существующие пусковые установки LAU-17 и LAU-92, которыми оснащаются самолеты F-14, F-15 и F-18. Они рассчитаны для подвески как УР Sparrow , так и AIM-120. Устройства обоих типов позволят производить подвеску семи УР на самолете F-14, шести на F-15, F-16, F-18 и Tornado F.2, четырех на Phantom F-4F.



В настоящее время известны три модификации ракеты AIM-120:
 AIM-120A - первая версия ракеты, выпускавшаяся до 1994 года;
 AIM-120B - модернизированный вариант с возможностью перепрограммирования системы управления через кабельный разъем непосредственно в транспортном контейнере.
 AIM-120C - ракета находящаяся в производстве с 1996 года, доработанная для размещения на истребителе F-22, отличающаяся уменьшенными габаритам, улучшенными характеристиками и помехозащищенностью.

Небольшое количество истребителей F-18, вооруженных ракетами AIM-120, в 1991 году было перебазировано в район Персидского залива в рамках операции "Буря в пустыне", однако в боевых действиях они не применялись. Первое боевое применение произошло в декабре 1992 года, когда американский истребитель F-16 сбил МиГ-25 иракских ВВС над территорией южного Ирака.
Управляемая ракета AIM-120 является одной из самых эффективных УР класса "воздух-воздух" в ВВС стран НАТО. Она имеет широкие границы зон возможных пусков, высокие энергетические и маневренные характеристики и характеристики системы наведения.
AIM-7 Sparrow
Разработка Sparrow III (AIM-7C) была начата в 1954 г., в 1958 г. она была принята на вооружение. Ракета была на вооружении истребителей Demon (F3H и F3H-2) и Phantom II (F-4B, F-4C, F-4M) по 6 ракет. Дальность – 12 км.
Все модификации ракеты Sparrow III выполнены по одинаковой аэродинамической схеме с крестообразным поворотным крылом и стабилизатором, конструктивно они состоят из четырех отсеков: головного, крыльевого, боевой части и двигательного. Они имеют одинаковые узлы подвески и приблизительно равные геометрические размеры, что дает возможность использовать их на одних и тех же самолетах-носителях. Управляемые ракеты наводятся по методу пропорциональной навигации и оснащаются полуактивными радиолокационными головками самонаведения. Отраженный от цели сигнал облучения принимается антенной головки самонаведения, а прямой опорный - хвостовой антенной. В крыльевом отсеке находится исполнительный механизм, который отклоняет консоли крыла пропорционально сигналам управления.



На ракетах применяются боевые части стержневого типа, поражающим элементом которых является непрерывное кольцо из стальных спаянных друг с другом стержней, образуемое после подрыва боевой части неконтактным активным радиолокационным (при полете вблизи цели) или контактным (при прямом попадании) взрывателем.
Твѐрдотопливные двигатели управляемых ракет имеют 1 или 2 режима работы. Они снаряжаются смесевым топливом в виде шашки с центральным звездообразным каналом.
Ракета AIM-7D принята на вооружение в 1961 г. Дальность – 15 км. Она оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения непрерывного излучения. Кроме того, твердотопливный двигатель LR44-RM2, стоявший на AIM-7C, был заменен на двигатель Roketdyne Мк.38/39 (оба двигателя были 1-режимными). Выпуск ракет AIM-7D был прекращен в 1963 г. после запуска в производство новой модификации AIM-7E.
Ракета AIM-7E обладала усовершенствованной головкой самонаведения, имела новый двигатель Aerojet Мк.52.Mod.2. Вес двигателя составлял 68,5 кг, время работы 2,8 с. Дальность 25 км. В качестве горючего использовался полибутадиен, окислителя - перхлорат аммония. Благодаря новому двигателю ракета стала развивать большую скорость и приобрела большую дальность стрельбы. Понятно, что большая дальность - это заслуга не только двигателя, но и новой радиолокационной головки самонаведения.
На базе AIM-7E была создана ракета корабельного зенитного ракетного комплекса Sea Sparrow, принятая на вооружение ВМФ США и многих других государств. Позже ракета AIM-7E вошла в состав зенитных комплексов НАТО Spada (наземного) и Albatros (корабельного). На базе AIM-7E многие страны создали собственные ракеты "воздух – воздух". Как видно, успех на полигонных испытаниях и хорошая реклама принесли ракете AIM-7E мировую славу.
Но гладко было на бумаге, а вот во Вьетнаме в 1965-69 гг. из десяти выпущенных ракет Sparrow в цель попадала лишь одна. Боевые действия выявили такие недостатки, как большая минимальная дальность пуска, большая задержка между захватом цели бортовой РЛС самолета-носителя и пуском. Особенно была низка эффективность при стрельбе по целям, маневрирующим с большой перегрузкой.
По результатам боевых действий во Вьетнаме срочно была начата разработка новой модификации ракеты Sparrow AIM-7E2, поступившей на вооружение в 1968 г. Максимальная дальность на большой высоте – 50 км.
При ее создании основное внимание уделялось достижению необходимых характеристик, обеспечивающих возможность ведения маневренного воздушного боя. Для этого было снижено время взведения взрывателя, усовершенствованы головка самонаведения, система управления и привод консолей крыла. В результате ракета стала более маневренной, значительно уменьшилась минимально возможная дальность стрельбы. Для удобства эксплуатации, стабилизатор выполнен легкосъемным.
К 1973 г. была принята на вооружение ракета AIM-7F. Максимальная дальность на большой высоте – 50-70 км. Ее головка самонаведения работала в двух режимах: импульсно-доплеровском и непрерывного излучения, что позволяло применять ракету на самолетах с различными бортовыми РЛС.
Боевая часть новой конструкции стержневого типа имеет больший радиус поражения. В отличие от предыдущих модификаций боевая часть ракеты установлена между головным и крыльевым отсеками. Это стало возможным благодаря тому, что резко уменьшился объем, занимаемый аппаратурой, поскольку вся электронная схема головки самонаведения, систем управления и подрыва выполнена на микросхемах, а не на электровакуумных лампах. Кроме того, повысилась надежность ракеты - наработка аппаратуры на отказ составила 470 ч., то есть в восемь раз больше, чем у AIM-7E.
Ракета оснащена новым 2-режимным двигателем Hercules Мk.58 Mod.2. При существенном увеличении дальности стрельбы по сравнению с AIM-7E2 ракета AIM-7F лучше приспособлена к ведению ближнего маневренного боя.
Войсковая эксплуатация ракет AIM-7F выявила ряд недостатков. Один из них - низкая помехозащищенность от радиолокационных сигналов, отраженных от земли что особенно
важно при атаке целей, находящихся малых высотах. В связи с этим в 1975 г. были начаты работы по совершенствованию ракеты AIM-7F путем оснащения ее моноимпульсной головкой самонаведения с лучшей помехозащищенностью.
В 1976-77 гг. были проведены летные испытания новой модификации AIM-7M. Максимальная дальность на большой высоте – 50-70 км. Тем не менее, и в ракете AIM-7M не устранен принципиальный недостаток всех ракет семейства - использование полуактивной радиолокационной системы наведения. Эта система существенно ограничивает маневренность самолета-носителя, требует непрерывной подсветки цели (в течение 20-60 с. при нахождения ее вне пределов визуальной видимости и 10-20 с. в пределах) вплоть до попадания в нее ракеты. Полуактивная ГСН весьма уязвима для современных средств радиоэлектронного подавления. Она, в принципе, исключает реализацию одного из главных требований к современному управляемому оружию – "выстрелил и забыл", т. е. автономное наведение после пуска.
Состоит на вооружении самолетов F-15C, F-14, F/A-18.

Ракеты ближнего боя
AIM-9 Sidewinder
Проектирование ракет Sidewinder было начато в 1948 г. Летные испытания первых образцов прошли в 1952-54 гг. В 1956 г. был принят на вооружение первый образец ракеты AIM-9A Sidewinder.
Ракеты Sidewinder выполнены по аэродинамической схеме утка. Они имеют цилиндрический корпус диаметром 127 мм и крестообразное трапециевидное в плане крыло. На задних кромках консолей крыла устанавливаются роллероны, обеспечивающие ограничение угловой скорости поворота ракеты относительно продольной оси. Все модификации ракет имеют одинаковое количество комплектующих блоков, которыми являются: система наведения и управления (включая головку самонаведения, пневматический привод рулей, источник электрической энергии и контактный взрыватель), неконтактный взрыватель, боевая часть, двигатель. Все ракеты, за исключением AIM-9C и AIM-9R, укомплектованы инфракрасными головками самонаведения и могут использоваться только в простых метеоусловиях. Ракета AIM-9C оснащена радиолокационной головкой самонаведения, поэтому может поражать цели как в простых, так и в сложных метеоусловиях.
В качестве источника электроэнергии на ракетах, (кроме AIM-9D, на которой установлена электрическая батарея), используется газогенератор, приводимый в действие горячим газом, полученным при сгорании шашки газогенератора.
Боевые части осколочно-фугасные или стержневые. Их подрыв осуществляется неконтактными взрывателями при пролете ракет на расстоянии в пределах 5-6 м от цели. При прямом попадании боевые части подрываются от контактных взрывателей. Двигатели твердотопливные с одним или двумя режимами работы (стартовым и маршевым).
Ракеты Sidewinder широко применялись практически во всех локальных конфликтах 1960-90-х гг. Так, в ходе войны за Фолклендские острова, по английским данным, самолетами Harrier было выпущено 27 ракет Sidewinder, ими сбиты 16 аргентинских самолетов и вертолетов. Эти данные, видимо, завышены. Так, известен случай, когда истребитель Harrier выпустил по аргентинскому транспортному самолету С-130 две ракеты Sidewinder, одна из которых прошла мимо, а вторая лишь повредила крыло. После этого английский летчик подлетел к С-130 и из пушки всадил в упор в фюзеляж 240 снарядов.
AIM-9L - Вьетнамская война показала низкую эффективность, всех модификаций ракет Sidewinder. Применение этих ракет налагало значительные ограничения на маневренность самолета-носителя. Попасть по цели, маневрируя с большой перегрузкой, оказалось достаточно сложно. В связи с этим в 1971 г. начались работы по созданию принципиально новой ракеты AIM-9L. Максимальная дальность стрельбы на большой высоте – 18 км.
В головке самонаведения ракеты AIM-9L фотосопротивление из сернистого свинца (PbS) заменено фотосопротивлением из сурьмянистого индия (InSb). Это существенно повысило ее чувствительность и возможность захватывать цели не только со стороны их задней, но и передней полусферы. Еще одним улучшением головки самонаведения является увеличение максимального угла отклонения и скорости слежения координатора цели.



В головке самонаведения ракеты AIM-9L установлена криогенная система охлаждения фотосопротивления. Аргон, использующийся в этой системе, находится в баллоне, размещенном в корпусе ракеты, что дает возможность подвешивать ее на самолеты без доработки их пусковых установок (у более ранних модификаций ракет Sidewinder баллоны находились в пусковых установках на самолетах-носителях).
В электронной схеме ракеты AIM-9L применены микросхемы, а в качестве источника электроэнергии используется термическая батарея.
Ракета AIM-9L стала первой в мире ракетой "воздух-воздух", оснащенной неконтактным лазерным взрывателем. Основными его элементами являются передающая и приемная части. В качестве излучателя лазерной энергии используется диод, выполненный на арсениде галлия, а прием отраженных от цели сигналов осуществляется с помощью кремниевого фотодиода.
Боевая часть ракеты AIM-9L также разработана заново. Она имеет расположенные в 2 слоя стальные стержни с насечкой для образования осколков заданного веса. Подрыв осуществляется подачей инициирующих импульсов от взрывателя одновременно на оба конца заряда взрывчатого вещества, что дает возможность сформировать поток осколков соответствующим образом.
Ракета AIM-9L Sidewinder была принята на вооружение в 1976 г. Она состояла на вооружении самолетов F-4, F-5, F-14, F-15, F-16, Tornado, Sea Harrier и Hawk.

AIM-9M. Весной 1979 г. начались летные испытания новой ракеты AIM-9M, представляющей модернизацию ракеты AIM-9L. На AIM-9M установлен новый двигатель с топливом пониженной дымности.
Главным же отличием является инфракрасная головка самонаведения с замкнутой системой охлаждения, не требующей перезарядки хладагентом. ГСН ракеты более защищена от ИК-помех, лучше выделяет цели на фоне земли. На вооружение принята в 1983 году.
Программа AIM-9X. В настоящее время ведутся работы по конструированию ракеты ближнего воздушного боя с ИКГСН следующего поколения. Данная ракета должна стать основной ракетой этого класса в США, и основным конкурентом аналогичных ракет Р-73, K-74, AIM-132 на мировом рынке.
Ракета AIM-9X должна обеспечивать возможность высокоманевренного воздушного боя, атаку воздушных целей с любого ракурса. Система наведения должна быть устойчива к существующим средствам активной и пассивной защиты. Двигатель ракеты оснащен системой отклонения вектора тяги. Приблизительная стоимость одной ракеты - 84000$. Принятие на вооружение планируется в 2002 году.
Система наведения ракеты улавливает и наводится на ИК-излучение цели. Когда источник ИК-излучения входит в поле зрения ГСН ракеты, электроника генерирует аудиосигнал, подаваемый в наушники летчика. Это обозначает то, что ГСН ракеты обнаружила потенциальную цель. Существует три метода наведения ракеты. Первый метод заключается в прямом наведении ракеты на цель путем маневрирования самолета-носителя. Второй метод называется Расширенным метод обнаружения (SEAM - SIdewinder Expanded Acquisition Mode). SEAM привязывается к бортовой РЛС самолета, и выдает ГСН необходимые команды. ГСН получает информацию от БРЛС до появления аудиосигнала. После появления аудиосигнала СН ракеты начинает самостоятельное сопровождение цели. Третий способ - использование нашлемной системы целеуказания. Нашлемная система предпочтительна для использования в ближнем бою, при визуальной видимости цели.
 
Форум » F-15C » Руководство Лётной Эксплуатации F-15C Eagle (Боевое применение) » УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ ВОЗДУХ-ВОЗДУХ (USA/СССР)
Страница 1 из 11
Поиск: