Текущее местоположение.
Часто возникает вопрос "Где Я?". Навигационный комплекс А-10С позволяет выводить данные о текущем местоположении ЛА на Информационно Лобовое Стекло, используя понятие Опорной Точки (Anchor Point).
Чтобы понять что такое опорная точка, вспомним полёт по кругу. Опорной точкой при полёте по кругу используется точка КТА (Контрольная точка аэродрома). Опираясь на эту точку, выполняется первый разворот на конкретной дальности, третий, все дальности считаются от КТА. Тоже самое и при полётах на полигон, выход в район боевых действий присутствует понятие Опорной точки, так же опорная точка может быть любым обьектом. Пусть это будет дом, или мост или столб или дерево, всё что угодно, главное обьект.
Приведём пример использования Опорной точки в выводе данных по текущему местоположению на ИЛС.
Аэродром взлёта - Кобулетти.
Чтобы назначить КТА как Опорная точка (Anchor Point) - нужно ввойти в меню Waypoint, нажав клавишу WP ниже экрана блока ввода данных CDU, выбрать подменю Anchor Point нажатием клавиши L2.
Рассмотрим меню создания Опорной точки.
Чтобы задать точку как Опорная - нужно ввести сетевой идентификатор КТА аэродрома Кобулетти.
Это комбинация "51". Аэродром запуска ЛА всегда именуется идентификатором 51.
Вводим идентификатор точки, которую нужно задать как Опорная точка (Anchor Point).
На пульте ввода данных СDU вводим 51 и нажимаем клавишу L1(1).
Чтобы данные отображались на ИЛС, нужно включить режим HUD ON, нажав клавишу L4(2).
Спойлер
Рассмотрим индикацию ИЛС.
1. Информация по вашему текущему местоположению относительно опорной точки, которая находиться на точке 51 - КТА аэродрома Кобулетти.
2. Это азимут/дальность на точку стоянки- Init Position
При полётах по маршруту очень удобно, и скорей правильно, при готовом маршруте пользоваться страницей STEER INFO.
Чтобы вызвать страницу STEER INFO-нужно.
Галетный переключатель STEER поместить в положение FLPlan и галетный переключатель Page в положение STEER (панель дополнительной навигации).
Индикация на CDU (Control Display Unit)
Название страницы отмечено голубой линией.
Красной линией отмечена Текущая Воздушная Скорость.
Так же, вся информация дублируется на правом МФД на странице CDU. Рассмотрим индикацию МФД/CDU
1. Название страницы.
2. Название выбранной текущей точки.
3. TTG-остаток времени до прибытия на точку.
TOT-текущее время.
4. Ветер. 180 - курс, 000-скорость(в узлах). 2 узла~1 м/с. 1 морской узел (knot) = 0.514 м/c
5. Текущая Воздушная Скорость.
6. Курс на точку (Магнитный)
7. Дистанция к точке(в милях).
8. Высота точки относительно уровня моря.
Общая картинка в кабине.
Страница STEER INFO
Страница STEER INFO (ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКУЩЕЙ ТОЧКЕ МАРШРУТА) отображается, когда переключатель выбора страницы на AAP находится в положении STEER (ТЕКУЩИЙ ПУНКТ МАРШРУТА). На этой странице показывается информация о текущем пункте маршрута.
- Кнопка выбора текущего пункта маршрута, L3. C помощью этой кнопки можно выбрать базу данных текущей точки маршрута и номер или букву одним их трех способов:
o Когда переключатель AAP STEER PT находится в положении MISSION и числовое значение (от 0 до 2050) введено в строку ввода данных, подразумевается соответствующая точка маршрута MSN или NAV. При нажатии этой кнопки выбирается эта точка маршрута.
o Когда переключатель AAP STEER PT находится в положении MARK и в строку ввода данных введена одна буква, подразумевается соответствующая оперативная точка. При нажатии этой кнопки выбирается эта оперативная точка.
o Для смены номера/буквы в пределах базы отображаемых точек маршрута можно использовать переключатель "±" на CDU вместо кнопки LSK.
- Кнопка ввода идентификатора текущего пункта маршрута, R3. Когда переключатель AAP STEER PT находится в положении MISSION или MARK, в строку ввода можно ввести идентификатор текущего пункта маршрута (до 12 буквенных символов).
- Заданный магнитный курс (Desired Magnetic Heading, DMH), L4. В этом поле показывается магнитный курс на текущий пункт маршрута с поправкой на ветер (в градусах).
- Расстояние до текущего пункта маршрута (Distance, DIS), L5. В этом поле показывается расстояние до текущего пункта маршрута в морских милях. Когда расстояние меньше 100 миль, отображаются десятые доли морской мили. Когда расстояние равно или превышает 100 морских миль, отображается только целое число морских миль (с округлением до ближайшего целого).
- Высота текущего пункта маршрута (Elevation, EL), L6. В этом поле показывается высота текущего пункта маршрута. Если данные о высоте отсутствуют, показывается 5 звездочек.
- Кнопка циклического перебора пеленга/радиала, L7. C помощью этой кнопки можно выбрать пеленг (BRG) (по умолчанию) на текущий пункт маршрута или радиал (RAD) от текущего пункта маршрута.
- Кнопка перехода на страницу WAYPOINT, L9. C помощью этой кнопки можно перейти на первую страницу WAYPT (ТОЧКА МАРШРУТА). Если с этой страницы перейти на страницу WAYPT, на последней будет показана информация о текущем пункте маршрута.
- Время следования к точке (Time to Go, TTG), R5. В этом поле показывается время полета до текущего пункта маршрута (в часах, минутах и секундах) с текущей путевой скоростью. Если путевая скорость меньше 3 узлов, в поле TTG показывается 8 звездочек.
- Время прибытия к точке (Time on Target, TOT), R6. В этом поле показывается время прибытия к текущему пункту маршрута (в часах, минутах и секундах) с текущей путевой скоростью (в выбранном режиме отображения времени: GMT или местном). Если путевая скорость меньше 3 узлов, в поле TOT показывается 8 звездочек.
- Кнопка циклического перебора требуемой скорости, R7. Эта кнопка выбора строки активна (отображается стрелка вверх-вниз), только когда требуемое время прибытия к цели (DTOT) загружено или введено на страницах WAYPT или когда требуемое время следования (DTTG) введено на 2-й странице WAYPT (страница 2/2). Если эта кнопка выбора строки активна, с ее помощью можно выбрать отображение требуемой приборной скорости (RIAS), требуемой истинной скорости (RTAS) или требуемой путевой скорости (RGS) в узлах. В этом поле показывается выбранная скорость, которую необходимо поддерживать для прибытия в текущий пункт маршрута точно в назначенное время. Если DTOT или DTTG не заданы, поле остается пустым.
- Кнопка циклического перебора скорости, R9. C помощью этой кнопки циклического перебора можно переключаться между отображением приборной скорости (IAS), истинной скорости (TAS) или путевой скорости (GS). В этом поле выбранная скорость показывается в узлах. Режим по умолчанию при запуске — IAS. При отсутствии согласования в этом поле показываются три звездочки. Когда самолет неподвижен, для IAS будет показано значение 50 узлов, для TAS — 70 узлов, а для GS — 0.
- Направление/скорость ветра (Wind Direction/Speed, WND), R9. В этом поле показываются текущие направление ветра в градусах (магнитное) и скорость в узлах.
- Строка ввода, L10.