Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » А-10С » Руководство лётной эксплуатации (приборное оборудование и навигация) » Навигация GPS. (Общие понятия. CDU)
Навигация GPS.
ICS_VortexДата: Среда, 19.06.2013, 18:27 | Сообщение # 1
КомЭска "AGRESSORS"
Группа: Administration
Сообщений: 331
Награды: 0
Репутация: 5
Статус: Offline
Навигация GPS. Создание точек в форматах Широта/Долгота и UTM.



A-10C обладает мощным электронным комплексом навигации, который базируется на спутниковой навигации GPS. Возможность ввода координат делает навигацию высокоточной.
Создавая точки, планы полёта и маршруты следования, можно прибыть в нужное место своевременно, кратчайшим путём и без больших затрат топлива. Так же, средства навигации А-10С дают возможность определить визуально на прицельном комплексе TGP Litening - точное местоположение цели.

В данном разделе будет идти речь о базовых понятиях навигации А-10С, навигационных точек и координат формата Долгота/Широта и координат сетки UTM.

Немного о UTM.
Система координат UTM (от англ. Universal Transverse Mercator) — применяемая в геодезии и картографии система координат, разделяющая Землю на 60 вытянутых в меридиональном направлении зон шириной 6 градусов (максимальная ширина зоны 800 км) и отображающая их по отдельности в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Меркатора. В отличие от системы координат Гаусса—Крюгера, в UTM используется масштабный коэффициент, равный 0,9996. Поэтому эта система координат сохраняет масштабы не на осевом меридиане, а на некотором расстоянии (около 180 км) от него, из-за чего максимальное искажение масштаба в пределах шестиградусной зоны у неё меньше. Другим отличием является нумерация зон. Первая зона та, осевой меридиан которой имеет долготу 177° з. д. Таким образом, например, 7-я зона в системе координат Гаусса—Крюгера по географическому охвату соответствует 37-й зоне UTM. Ось абсцисс в данной системе координат направлена на восток, а ось ординат — на север. Во избежание отрицательных значений координат, к значению абсциссы прибавляются 500000 м, а к значению ординаты в южном полушарии — 10000000 м.

История.

Система координат UTM была разработана инженерами армии США в 1940-х годах.[1] Система базировалась на референц-эллипсоиде. Для территории США был использован эллипсоид Кларка 1866. Для остальной части Земли использовался международный эллипсоид. В настоящее время в основе системы лежит эллипсоид WGS84.

Альтернативы
Для отображения приполярных территорий вместо UTM используют систему UPS (англ. Universal Polar Stereographic coordinate system), основанную на полярной стереографической проекции.
В России и многих других странах для геодезических и картографических работ применяется система координат Гаусса—Крюгера, также основанная на поперечно-цилиндрической проекции Меркатора, но отличающаяся от UTM нумерацией зон, правилами прибавления смещений к значениям координат, порядком записи координат (ось абсцисс направлена на север) и масштабным коэффициентом, равным единице.

Спутниковая бесплатформенная инерциальная навигационная система EGI (часто произносится как "айджи") является основной навигационной системой самолета A-10C и обеспечивает точную глобальную навигацию, а также позволяет получить информацию о пространственном положении самолета. Для работы с системой EGI используются две основные панели: блок управления и индикации (Control Display Unit, CDU) и вспомогательная панель авионики (Avionics Auxiliary Panel, AAP). Вся работа с системой EGI по большей части сводится к использованию точек маршрута и планов полета, которые хранятся в CDU. База данных точек маршрута и планов полета, как правило, создается заранее в редакторе миссий/планировщике полетов, однако в нее можно внести изменения во время вылета. В базе данных может храниться до 2077 точек маршрута, и она подразделена на 4 части:

База данных точек маршрута

Система EGI обеспечивает навигацию по предварительного спланированному маршруту, для каждого плана полета можно задать до 40 точек маршрута и 25 буквенных оперативных точек. В системе можно хранить до 40 уникальных планов полета.

Точки маршрута плана полета

- Номера точек маршрута от 0 до 40.
- Точка маршрута 0 обычно означает аэродром взлета.
- Точки загружаются автоматически из редактора миссии или вводятся вручную перед вылетом или во время него с помощью CDU.
Оперативные точки

- Буквенные оперативные точки для точек маршрута от A до Y (всего 25).
- Оперативные точки можно копировать в базу данных точек маршрута вылета на странице "Точки маршрута" (WAYPT), а затем изменять как новые точки маршрута.
Существует два вида оперативных точек (ОТ): пролетная и вынесенная. Пролетная ОТ сохраняет текущее положение самолета, а вынесенная — координаты и высоту точки, идентифицированной сенсором, например, прицельным контейнером.
При создании пролетной или вынесенной ОТ CDU автоматически перейдет на страницу точек маршрута и покажет данные новой ОТ. Таким образом, информация по новой ОТ мгновенно выводится на дисплей. Следует отметить, что CDU не открывает страницу точек маршрута, если в текущий момент показывается ОТ Z (применение оружия).
Если все 25 ОТ заняты, следующая новая ОТ заменит ОТ A и т.д.

Планы полета

В CDU может храниться 40 планов полета по 40 точек маршрута каждый. План полета автоматически создается в редакторе миссий mission или в CDU.
План полета активен, только когда поворотный переключатель STEER PT на вспомогательной панели управления (AAP) установлен в положение FLT PLAN.
Во время вылета в полетный план можно добавлять новые точки маршрута.

Поля базы данных точек маршрута.

Для каждой точки маршрута задаются следующие значения:
1. Номер точки маршрута: от 0 до 40 или буквенная оперативная точка от A до Z. Точкам маршрута нельзя присваивать одинаковые номера/буквенные метки. Номера автоматически задаются как точки маршрута по заданию в редакторе миссий, или их можно создать во время вылета.
2. Идентификатор точки маршрута: не более 12 буквенно-цифровых символов, первым символом должна быть буква. Специальные символы и, отличные от цифр и разрешенных букв запрещены, кроме точки ("."). Точкам нельзя присваивать одинаковые идентификаторы. Они задаются в редакторе миссий или с помощью CDU во время полета.
3. Тип точки маршрута: всегда задается как UNK.
4. Широта точки маршрута: хранится как градусы/минуты/десятые северной или южной широты в формате N/S xxoxx.xxx. По умолчанию используется северная широта.
5. Долгота точки маршрута: хранится как градусы/минуты/десятые восточной или западной долготы в формате N/S xxoxx.xxx. По умолчанию используется восточная долгота.
6. MGRS точки маршрута: квадрат, зона, восточное и западное указание. Формат ##N XX YYYYYZZZZZ.
7. Высота точки маршрута: от -1000 до +32767.
DTOT точки маршрута: требуемое время прибытия к цели хранится как часы:минуты:секунды в 24-часовом формате: ЧЧ:ММ:СС; Если DTOT не задано, показываются только нули.
8. Точка отсчета системы координат точек маршрута: от этой точки на сфероиде и в системе прямоугольных координат отсчитываются все координаты. Всегда используется система координат WG84.
9. Режим пролета точки маршрута: предусмотрены режимы TO FROM (НА - ОТ), DIRECT (ПРЯМОЙ) или TO TO (НА - НА).
10. Режим вертикальной навигации VNAV: переключение между двух- и трехмерной вертикальной навигацией.
11. Масштаб директорных планок: настройка масштаба в соответствии с режимами ROUTE (МАРШРУТ), APPROACH (ЗАХОД), HIGH ACC (ВЫС. ТОЧ.) или TERMINAL (ОКОНЕЧНЫЙ).

Вспомогательная панель авионики (AAP)



Панель AAP находится на правой консоли под CDU, с ее помощью включается питание CDU и системы EGI. На ней расположены два выключателя, два поворотных переключателя и один переключатель режимов текущего пункта маршрута.

1. Выключатель питания CDU. Этот двухпозиционный переключатель CDU имеет два положения: ON — блок CDU включен и OFF — питание выключено. Во время начала миссии рекомендуется включить питание CDU сразу же после запуска двигателей, поскольку согласование навигационной системы занимает значительное время.

2. Выключатель питания EGI. Этот двухпозиционный переключатель EGI имеет два положения: ON — система EGI включена и OFF — питание выключено. . Во время начала миссии рекомендуется включить питание EGI сразу же после запуска двигателей, поскольку согласование навигационной системы занимает значительное время.
3. Поворотный переключатель PAGE (СТРАНИЦА). С помощью этого четырехпозиционного переключателя PAGE можно выбрать общий тип информации, отображаемой на экране CDU. Все варианты предусматривают только просмотр информации, кроме варианта OTHER (ДРУГИЕ).

- OTHER (ДРУГОЕ). Чтобы можно было использовать кнопки выбора функции (Function Select Keys, FSK) на CDU, необходимо включить режим OTHER, который позволяет добавлять и изменять данные в CDU и просматривать дополнительную информацию.
- POSITION (ПОЛОЖЕНИЕ). Осуществляется переход на страницу POSINFO CDU (ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛОЖЕНИИ), на которой представлена информация о текущем положении самолета.
- STEER (ТЕКУЩАЯ ТОЧКА МАРШРУТА). Осуществляется переход на страницу STRINFO (ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКУЩЕЙ ТОЧКЕ МАРШРУТА), на которой представлена подробная информация о текущей точке маршрута.
- WAYPT (ТОЧКА МАРШРУТА). Осуществляется переход на страницу WP INFO (ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКУЩЕЙ ТОЧКЕ), на которой представлена основная информация о выбранной точке маршрута, текущей точке маршрута и опорной точке.

4. Поворотный переключатель STEER PT (ТЕКУЩАЯ ТОЧКА). Как уже упоминалось ранее, база данных точек маршрута подразделена на четыре части, в которых отдельно друг от друга хранятся точки маршрута по заданию, оперативные точки и точки планов полета. Поворотный переключатель STEER PT в левой части AAP имеет три положения:

- FLT PLAN (ПЛАН ПОЛЕТА). При выборе этого режима все точки маршрута в активном плане полета будут активированы, и с помощью переключателя текущей точки маршрута можно последовательно переключать точки маршрута плана полета. Чтобы маршрут по плану полета отображался на индикаторе тактической обстановки (TAD), необходимо выбрать режим FLT PLAN.

- MARK (ОПЕРАТИВНАЯ ТОЧКА). При выборе этого режима при последовательном переключении точек маршрута будут переключаться только созданные летчиком оперативные точки (A-Z).

- MISSION (ЗАДАНИЕ). При выборе этого режима становится доступной вся база данных точек маршрута по заданию.

5. Переключатель STEER (ТЕКУЩАЯ ТОЧКА МАРШРУТА). Переключатель STEER в нижней центральной части панели по умолчанию находится в центральном положении, однако его можно переключать вверх и вниз. При этом осуществляется последовательное переключение точек маршрута вперед и назад в зависимости от положения поворотного переключателя STEER PT. При каждом выборе новой точки маршрута она становится активной.
 
Форум » А-10С » Руководство лётной эксплуатации (приборное оборудование и навигация) » Навигация GPS. (Общие понятия. CDU)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: